Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Организация работы по подготовке одарённых обучающихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образования. Благоприятные возможности для успешного её решения создала дифференциация образования.
В нашей школе уделяется большое внимание развитию личности школьника в рамках воспитательного пространства. Это создает условия, способствующие социализации личности, обеспечивает получение не только фундаментальных знаний о той или области действительности, но и формирует определенные качества личности, целостное мировоззрение, предполагает развитие ее социальной активности, креативности на основе местных культурно-исторических, эстетических, духовно-нравственных традиций.
В рамках развития олимпиадного движения были выработаны следующие принципы:
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.
3. Принцип выбора. Необходимо, чтобы школьник жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе цели, содержания, форм, способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе
4. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и класса в целом. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности.
5. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от авторитарности. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению.
Благодаря выработанным принципам становится ясно, что одаренные или способные дети есть в каждом классе и их невозможно не заметить. Каждый человек индивидуален, неповторим. Прежде всего, необходимо разобраться в индивидуальных особенностях своих воспитанников. Традиционные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, викторины, различные внеклассные мероприятия, предметные конкурсы различных уровней, в которых участвуют дети в школе, помогают одаренным детям тоже проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов.
Спектр олимпиад, в которых принимают участие обучающиеся нашей школы велик:
- всероссийская олимпиада школьников (по линии Министерства образования и науки);
- предметные чемпионаты («Центр развития одаренности»);
- общероссийские предметные олимпиады
- интеллектуальные марафоны и конкурсы.
Можно внедрять самые современные технологии, они, несомненно, дадут результат, но самое главное научить ребенка грамотно работать, пробудить в нем интерес, выработать уверенность в своих силах. Приятно отметить, что ежегодно обучающиеся школы становятся не просто участниками, но и победителями, и призёрами регионального этапа всероссийских олимпиад школьников по разным предметам.